§ 2. Международно-правовое регулирование отношений в Интернете

В виду того, что сеть Интернет и отношения в рамках сети Интернет развиваются гораздо быстрее, чем законодатель успевает создавать соответствующие законные конструкции и формулы, в настоящее время регулирование большой части отношений строится на деловых обыкновениях, «Интернет-обычаях».

Нормы обычного права зачастую являются базисом для последующего международно-правового регулирования, национального законодательства. Деловые обыкновения в сети Интернет выражают волю участников, имеют для них обязательное значение и, несомненно, регулируют их поведение. Они также предусматривают возможность наступления отрицательных последствий, установленных отдельной корпоративной группой или заинтересованным коллективом. Такие нормы не исходят от государства, либо его полномочных органов. В то же время они соответствующим образом зафиксированы, имеют время и пространство действия, детализированы, предусматривают санкции[1].

Различные соглашения между участниками сети Интернет и сетевой этикет также регулируют поведения участников.

В некоторых случаях корпоративные нормы, сетевые обыкновения и соглашения вступают в конкуренцию с существующими нормами позитивного права. В таком случае, безусловно, нормы позитивного права имеют приоритет над обычным правом.

Главный недостаток современного позитивного права, направленного на регулирование правоотношений в сети Интернет, заключается в том, что таковые нормы представляют собой «заплатки» действующего законодательства (авторского, информационного). Между тем отсутствуют специальные законодательные акты, в этой связи правоприменитель вынужден подстраивать действующее законодательство под сложившиеся специфические правоотношения.

В тоже время, даже если какое-либо современное государство ускоренно разработает и примет «нормативную базу» сети Интернет, вопрос его правого регулирования разрешен не будет. Появятся только проблемы, т.к. субъекты и объекты сети Интернет зачастую трансграничны. В рамках же одного государства вопрос регулирования трансграничного субпространства решить невозможно.

И здесь мы приходим к выводу, что начинать правовое урегулирование сети Интернет необходимо с норм международных — единых, если не для всего мира, то для всех цивилизованных государств. Правоотношения, складывающиеся в сети Интернет, не могут регулироваться только нормами национального законодательства, и только нормами позитивного права[2].

История регулирования сферы Интернета на международном уровне насчитывает уже более 20 лет (большая часть актов была принята в 1999-2001 гг.). Несмотря на данный, сравнительно небольшой срок, международно-правовых направленных на регулирование определенных правоотношений в сети Интернет принято достаточно много. Сказанное не означает, что все вопросы получили надлежащее правовое регулирование. Исследователи справедливо замечают, что перегнать Интернет нормативным регулированием невозможно, даже если посвятить этому все силы полномочных международных органов. Поэтому в настоящее время такие органы сосредоточились на регулировании экономических отношений в сети Интернет (электронные деньги, сделки, финансовые потоки, то есть электронная коммерция).

К настоящему времени сложилось несколько уровней правового регулирования отношений складывающихся в сети Интернет:

— международный;

— региональный (в рамках Европейского союза и СНГ);

— национальный.

На каждом из данных уровней полномочный законодатель стремится урегулировать рассматриваемую сферу правоотношений[3].

Трансграничность сети Интернет влечет рациональное следствие – отказ от парадигмы позитивного права, необходимость международно-правового регулирования правоотношений в сети Интернет, унификация существующих правил и обыкновений.

Унификация норм проводится как в рамках ЕС, так и на международному уровне в рамках ООН (институт унификации частного права УНИДРУА), Всемирной Организации Интеллектуальной собственности (ВОИС); Международной торговой палатой (МТП); Европейской экономической комиссией ООН; Центром ООН содействия торговле и электронному бизнесу.

Ежегодно Internet Corporation for Assigned Names (ICANN) проводятся международные конференции по проблеме унификации норм, направленных на регулирование Интернет.

Укажем на основные международные органы, занимающиеся унификацией права в данной сфере и выделим ключевые акты, принятые за последние десять лет:

Прежде всего, это комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В числе прочих актов названного органа необходимо выделить:

— Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной коммерции» 1996г. (с дополнительной статьей 5 bis, принятой в 1998г.);

— Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронных подписях» 2001г.

Советом Европы приняты следующие акты:

— Конвенция «О защите физических лиц в отношении автоматической обработки персональных данных» от 28 января 1981 г. (Страсбург);

— Дополнительный протокол к Конвенции о защите физических лиц в отношении автоматической обработки персональных данных, касающийся надзорных органов и трансграничных потоков данных от 8 ноября 2001г. (Страсбург);

— Конвенция об информационном и правовом сотрудничестве, касающемся «услуг информационного общества» от 4 октября 2001 г.;

— Конвенция Совета Европы по киберпреступности от 23 декабря 2001г.

Совет Европы — межправительственная организация, включающая в себя 45 стран, также приняла документ, провозглашающий семь основных принципов защиты свободы в Сети. Главная идея, пронизывающая «Декларацию о свободе общения в Интернете» (Declaration of freedom of communication on the Internet), заключается в том, что всемирная паутина не должна подвергаться более строгим ограничениям, нежели те, что характерны для обычных средств массовой информации, а любая цензура в Сети может быть лишь добровольной[4].

Международной торговой палатой приняты следующие акты:

— Общие обычаи для удостоверенной цифровым способом международной коммерции 1997 г.;

— Общие принципы рекламы и маркетинга в Интернете 1998г.

Европейской экономической комиссией ООН и Центром ООН содействия торговле и электронному бизнесу приняты следующие акты:

— Типовое соглашение обмена при международном коммерческом использовании электронного обмена данными (Приложение к Рекомендации № 26 «Коммерческое использование соглашений обмена при электронном обмене данными», принятой Рабочей группой по содействию международным торговым процедурам Европейской экономической комиссии ООН от 23 июня 1995 г.);

— Соглашение об электронной коммерции (Рекомендация № 31, принята Центром ООН содействия торговле и электронному бизнесу (UN/CEFACT), март 2000 г., Женева).

Заметим, что многие из названных актов носят либо декларативный характер, либо закрепляют лишь общие принципы определенных правоотношений в сети Интернет. Это связано с тем, что международные законодатель последовательно, а главное осторожно совершенствует названные нормы[5].

Большие надежды в части, касающейся создания правовой базы, регулирующей киберпространство, возлагались на Всемирную всречу на высшем уровне ООН по информационному обществу[6], первый этап которого состоялся в декабре 2003 года в Женеве. Иошио Юзсуми, генеральный секретарь Международного союза электросвязи во время подготовительного периода заявил, что на Саммите планируется достигнуть консенсус по широкому кругу вопросов, таких как налогообложение, киберпреступность и надежность сети Интернет[7].

Необходимо отметить, что именно МСЭ был инициатором Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу. Эта идея была поддержана Генеральной Ассамблеей ООН. В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A\RES\56\183 от 21 декабря 2001 г. было отмечено, что Генеральная ассамблея ОН приветствует резолюцию Совета Международного союза электросвязи, одобренную на сессии в 2001 г., в которой Совет поддержал предложение Генерального секретаря Международного союза электросвязи провести Всемирную встречу по информационному обществу на максимально возможном уровне в две стадии, первую – в Женеве с 10 по 12 декабря 2003 г., вторую – в Тунисе в 2005 г.

Были поставлены задачи выработки стратегии развития информационного общества, соответствующего плана развития и уточнения роли участников информационного общества.

Основными вопросами, рассматриваемыми на саммите, были управление Интернетом, электронно-цифровой разрыв и пути и средства, которыми информационные и телекоммуникационные технологии могут способствовать решению вопросов развития человечества.

В ходе Саммита консенсусов были приняты Декларация принципов и план действий.

В Декларации принципов Саммита подчеркивается необходимость создания соответствующей юридической и политической базы, основанной на должном уважении прав человека в таких сферах, как неприкосновенность частной жизни, безопасность и защита прав потребителей при одновременном сохранении экономической инициативы и обеспечении доверия и уверенности при совершении экономических операций. Декларация также призывает к созданию специального форума по разрешению споров, связанных с Интернетом, отличного от традиционных юридических процедур. Немалое место уделяется в Декларации вопросам обеспечения безопасности в сети Интернет[8].

Декларация содержит следующие принципы международного информационного обмена через компьютерные сети:

—            принцип доступа к информационной и коммуникационной инфраструктуре и технологиям, а также к информации и знаниям;

—            принцип упрочнения возможности создания информационного общества;

—            принцип конфиденциальности и безопасности при использовании информационных компьютерных технологий (далее – ИКТ);

—            принцип создания соответствующей среды для информационного общества;

—            принцип развития и распространения ИКТ;

—            принцип этического изменения информационного общества;

—            принцип обеспечения международного и регионального сотрудничества при создании информационного общества.

Что касается доступа к информации и знаниям, то в Декларации указано, что распространение глобального знания может быть достигнуто путем удаления барьеров на пути доступа к информации об экономической, социальной, политической деятельности, деятельности в сфере здоровья, культуры, образования и науки, а также путем обеспечения доступа к общественным сферам информации.

Вообще, вопросы управления Интернетом оказались самыми сложными во время длительной подготовительной работы к саммиту. Многие государства, самоустранившиеся от споров вокруг управления Интернетом в 90-е годы прошлого века, сегодня осознали важность этого вопроса и стали прилагать много усилий к тому, чтобы этот вопрос оказался в повестке для многих международных конференций, в том числе Саммита ООН по международному информационному обществу[9].

Отсутствие стремления к управлению Интернетом в первые годы его существования со стороны государств позволило субъектам, обладающим непосредственными финансовыми интересами, в основном регистраторам доменных имен (компаниям, которые продают и регистрируют доменные имена), захватить значительный контроль над структурой управления[10].

На саммите впервые многие развивающиеся государства публично заявили о том, что именно правительства должны участвовать в управлении системой доменных имен[11].

Но, нельзя забывать, что большинство экономически развитых государств заинтересованы в создании благоприятных условий для развития бизнеса в Интернете. Следовательно, эти государства стремятся к сохранению статус-кво[12]. Они считают, что государственная власть должна привлекаться к управлению Интернетом только в том случае, когда под угрозу попадают общественные интересы. А повседневное управление Интернетом или вмешательство в его свободное развитие не относится к компетенции государств.

Представители развивающихся государств, наоборот, подвергли сомнению прокоммерческую природу Интернета, утверждая, что такой подход только обостряет существующий электронно-цифровой разрыв, когда наименее развитые страны остаются неподключенными к современному Интернету и развитию телекоммуникаций[13].

Обе группы государств согласны в одном – в том, что необходимо приложить усилия к борьбе против негативных проявлений Интернета, что требует заключения соответствующих многосторонних международных договоров.

В результате первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне по информационному сообществу, состоявшейся в Женеве в декабре 2003 года, главы государств и правительств признали важность Интернета. Они отметили наличие различных взглядов на приемлемость существующих институтов по управлению глобальным Интернетом. Они обратились к Генеральному секретарю ООН с просьбой учредить Рабочую группу по управлению Интернетом (РГУИ)[14].

Этому предшествовали консультации, в которых участвовали более 250 представителей государств, организаций гражданского общества и предприятий частного сектора. В результате проведенной работы 11 ноября 2004 г. Генеральный секретарь ООН объявил о создании РГУИ, насчитывающей 40 членов, представляющих правительства, частный сектор и гражданское общество[15].

Рабочая группа после двух сессионных встреч приняла предварительное решение по структуре будущего отчета, при этом определив проблемы государственной политики.

Перед РГУИ ставились следующие задачи:

—            разработать рабочее определение управления Интернетом;

—            Определить вопросы государственной политики, имеющее отношение к управлению Интернетом;

—            Разработать общее понимание соответствующих ролей и ответственности правительств, существующих международных организаций, а также частного сектора и гражданского общества как из промышленно развитых, так и развивающихся стран[16].

Главным результатом второго этапа Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу, проходившего 13 – 15 ноября 2005 года в Тунисе, было решение о создании нового форума для организации диалога различных заинтересованных сторон по вопросам политики, который получил название «Форум по вопросам управления Интернетом».

В качестве первоначальных пунктов повестки для были заявлены следующие темы:

—         Открытость – свобода слова, свободное движение информации, идей и знаний.

—         Безопасность – создание обстановки доверия через сотрудничество.

—         Разнообразие – укрепление принципа многоязычия и расширение использования местных содержательных материалов.

—         Доступ – подключение к Интернету: политика и стоимость.

Как следует из вышеизложенного, в повестку дня международных конференций все активнее включаются вопросы, связанные с функционированием Интернета. Наиболее заметной в этом ряду стала Встреча на высшем уровне по информационному обществу. Ее решения, в частности Декларация принципов, хоть и не являются юридически обязательными по международному праву, тем не менее, дают общее представление о возможных путях и средствах международно-правового регулирования отношений в Интернете[17].

Важно рассмотреть унификацию норм международного права, регулирующих функционирование сети Интернет в рамках Европейского права. Актуальность такого рассмотрения связана с тем, что российский законодатель при разработке национального права во многом опирается именно на европейский опыт[18].

Итак, европейское право сети Интернет включает в себя множество директив и резолюций. В частности можно выделить следующие ключевые акты, содержание которых мы затронем в нашем дальнейшем исследовании:

— Директива 97/7/ЕС Европейского парламента и Совета от 20 мая 1997 г. о защите потребителей в отношении дистанционных договоров (дистанционная продажа);

— Директива 97/66/EC Европейского парламента и Совета от 15 декабря 1997 г., касающаяся обработки персональных данных и охраны тайны частной жизни в телекоммуникационном сектор;

— Директива Европейского парламента и Совета 1999/93/ЕС от 13 декабря 1999 г. о правовых основах Сообщества для электронных подписей;

— Директива 2000/31/ЕС Европейского парламента и Совета от 8 июня 2000 г. о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в том числе электронной коммерции, на внутреннем рынке (Директива об электронной коммерции);

— Директива 2000/46/ЕС Европейского парламента и Совета от 18 сентября 2000 г. о занятии, осуществлении и надзоре за предпринимательской деятельностью учреждений в сфере электронных денег;

— Директива 2002/58/EC Европейского парламента и Совета от 12 июля 2002 г., касающаяся обработки персональных данных и охраны тайны частной жизни в секторе электронных коммуникаций;

— Резолюция Европейского парламента о безопасном использовании Интернет и новых on-line (он-лайн) технологий от 2 декабря 2004г.

С 1 июля 2004 г. на территории 15 стран Европейского союза вступает в силу Директива, устанавливающая новые правила и порядок налогообложения интернет-торговли. Теперь любые «цифровые продажи» будут облагаться VAT (российский аналог — НДС). Нововведения касаются налогообложения иностранных онлайновых торговцев.

Начат процесс унификация норм и в рамках СНГ. Так, можно выделить следующие акты:

— Модельный закон «Об электронной цифровой подписи» от 9 декабря 2000 г.;

— Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 г.

На наш взгляд, можно выделить следующие принципы дальнейшей унификации норм международного права, регулирующих функционирование сети Интернет (часть из них провозглашена «Декларацией о свободе общения в Интернет»)[19]:

— не накладывать ограничения на содержание информации в сети Интернет;

— поощрять саморегуляцию содержания информации в сети Интернет,

— воздержаться от использования блокировок и фильтров, которые препятствуют доступу к информации, кроме фильтров не допускающих к информации уязвимые группы, например, детей к некоторым Интернет-сайтам;

— воздержаться от использования регистрационных схем, которые ограничивают оказание услуг через сети Интернет;

— убрать препятствия, мешающие обеспечить доступ к сети Интернет или создание и функционирование интернет-сайтов для отдельных слоев общества;

— не обязывать провайдеров проводить мониторинг всей информации проходящей через их сервер;

— гарантировать право на анонимность;

— защищать права потребителей;

— не ограничивать движение товаров и услуг, возможность осуществления экономической деятельности, заключение сделок;

— создать основы и гарантии справедливого разбирательства по спорам.



[1] Великомыслов Ю. Я. Пособие по защите Ваших прав в сети Интернет. / А. В. Равлик, Ю. Я. Великомыслов // Allpravo.ru. — 2005. // URI: http://allpravo.ru/library/doc2044p/instrum4935/

[2] Великомыслов Ю. Я. Пособие по защите Ваших прав в сети Интернет. / А. В. Равлик, Ю. Я. Великомыслов // Allpravo.ru. — 2005. // URI: http://allpravo.ru/library/doc2044p/instrum4935/

[3] Великомыслов Ю. Я. Пособие по защите Ваших прав в сети Интернет. / А. В. Равлик, Ю. Я. Великомыслов // Allpravo.ru. — 2005. // URI: http://allpravo.ru/library/doc2044p/instrum4935/

[4] Великомыслов Ю. Я. Пособие по защите Ваших прав в сети Интернет. / А. В. Равлик, Ю. Я. Великомыслов // Allpravo.ru. — 2005. // URI: http://allpravo.ru/library/doc2044p/instrum4935/

[5] Великомыслов Ю. Я. Пособие по защите Ваших прав в сети Интернет. / А. В. Равлик, Ю. Я. Великомыслов // Allpravo.ru. — 2005. // URI: http://allpravo.ru/library/doc2044p/instrum4935/

[6] Кузьмин Е. И. Всемирный Саммит по информационному обществу / Е. И.Кузьмин, В. Р.Фирсов. — СПб., 2004. — 135c.

[7] Мозолина О. В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в интернете: Дисс. канд. юрид. наук / О. В. Мозолина — М., 2008. — 197 с.

[8] Мозолина О. В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в интернете: Дисс. канд. юрид. наук / О. В. Мозолина — М., 2008. — 197 с.

[9] Мозолина О. В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в интернете: Дисс. канд. юрид. наук / О. В. Мозолина — М., 2008. — 197 с.

[10] Geist Michael. Veisign’s tampering shows high cost of apathy. // Toronto Star. — 2003. — 22 сент.

[11] Whitford Stephen. Africa’s media gear up for information Society Suinmit. // URI: http://fetch.itweb.co.za/sections139277.html

[12] EU: keep your hands off the Net. // URI: http://news.com.com/2100-1028-5169866.html

[13] Мозолина О. В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в интернете: Дисс. канд. юрид. наук / О. В. Мозолина — М., 2008. — 197 с.

[14] Кузьмин Е. И. Всемирный Саммит по информационному обществу / Е. И.Кузьмин, В. Р.Фирсов. — СПб., 2004. — 135 c.

[15] Мозолина О. В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в интернете: Дисс. канд. юрид. наук / О. В. Мозолина — М., 2008. — 197 с.

[16] Кузьмин Е. И. Всемирный Саммит по информационному обществу / Е. И.Кузьмин, В. Р.Фирсов. — СПб., 2004. — 135 c.

[17] Мозолина О. В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в интернете: Дисс. канд. юрид. наук / О. В. Мозолина — М., 2008. — 197 с.

[18] Великомыслов Ю. Я. Пособие по защите Ваших прав в сети Интернет. / А. В. Равлик, Ю. Я. Великомыслов // Allpravo.ru. — 2005. // URI: http://allpravo.ru/library/doc2044p/instrum4935/

[19] Великомыслов Ю. Я. Пособие по защите Ваших прав в сети Интернет. / А. В. Равлик, Ю. Я. Великомыслов // Allpravo.ru. — 2005. // URI: http://allpravo.ru/library/doc2044p/instrum4935/

Comments are closed.